Выписка из приказа «Об организации бесплатным питанием учащихся школы на на 2020-2021уч.год»
Выписка из приказа «О создании бракеражной комиссии»
Выписка из приказа «О создании школьного совета по питанию»
Выписка из приказа «Об организации сухими пайками получающим образование по семейной форме обучения»
Выписка из приказа «Об установлении величины нормы горячего питания для учащихся начальных классов»
Выписка из приказа Об организации питания детей с инвалидностью начальных классов в МОУ ЧСОШ
Утверждаю _________
Директор МОУ «ЧСОШ» Базаргуруев Ж.Б.
Приказ № __ от __ _______ 2020г.
Положение
по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование
в Муниципальном общеобразовательном учреждении
«Челутайская средняя общеобразовательная школа»
МР «Агинский район»
на территории Забайкальского края
- Общие положения
1.1. В соответствии с Перечнем поручений от 24 января 2020 г. № Пр — 113 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 о реализации мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, Федеральным законом от 01 марта 2020 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в Забайкальском крае распоряжением Правительства Забайкальского края от 10 июля 2020 года № 201-р утвержден Перечень мероприятий («дорожная карта») по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях на территории Забайкальского края, обеспечивающих охват 100 % от числа таких обучающихся в указанных образовательных организациях.
- Положение по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальном образовательном организации/учреждении на территории Забайкальского края (далее – Положение, обучающиеся 1-4 классов) разработаны с целью реализации на территории Забайкальского края единой государственной политики при организации здорового горячего питания обучающихся 1-4 классов, с учетом СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», методических рекомендаций МР2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций», утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 18 мая 2020 года.
Положение вступает в силу с 22 октября 2020 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2020г.
Контроль за выполнением положения осуществляется руководителем образовательной организации/учреждения, совместно с родительским комитетом.
- Принципы организации здорового питания
2.1. Федеральным законом от 01 марта 2020 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статьей 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества пищевых продуктов» установлено определение «здорового питания», что важно для формирования здоровой нации и увеличения продолжительности активного долголетия.
Здоровое питание — питание, ежедневный рацион которого отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений.
Принципами здорового питания являются основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижению риска развития заболеваний и включают в себя:
- обеспечение приоритетности зашиты жизни и здоровья потребителей пищевых продуктов по отношению к экономическим интересам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с обращением пищевых продукте;
- соответствие энергетической ценности ежедневного рациона энергозатратам;
- соответствие химического состава ежедневною рациона физиологическим потребностям человека в макронутриентах (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества);
- наличие в составе ежедневного рациона пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров (включая трансизомеры жирных кислот), простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;
- обеспечение максимально разнообразного здорового питания и оптимального его режима;
- применение технологической и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающих сохранность их исходной пищевой ценности;
- обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов (готовых блюд);
— исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов.
Здоровое питание предусматривает профилактику патологических пищевых привычек: избыточный по калорийности ужин, чрезмерное потребление соли и сахара, легких углеводов, предпочтение продукции с высоким содержанием сахара (кондитерские изделия, сладкие выпечка и напитки), жира (колбасные изделия и сосиски, бутерброды), продолжительные перерывы между основными приемами пищи.
Здоровое питание направлено на снижение рисков формирования патологии желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, снижение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и избыточной массы тела
2.2. Режим питания детей.
Здоровое питание предусматривает первый приём пиши ребёнком дома с учётом режима дня и организации образовательного процесса.
Интервалы между основными приёмами пиши (завтрак, обед и ужин) должны составлять не более 3.5 — 4 часов.
Между основными и промежуточными приёмами пиши: (второй дополнительный завтрак, полдник, обед)- интервал не менее 1,5 часов.
В соответствии с режимом функционирования образовательной организации/учреждения количество приёмов пищи определяется самостоятельно образовательной организацией/учреждением: один или два приема пищи в зависимости от режима обучения (смены).
Для приёма пищи в расписании занятий предусматривается достаточное время — не менее 20 минут.
В случае, если для организации питания предусматривается использование столовой, находящейся за пределами общеобразовательной организации/учреждения, продолжительность перемен рекомендуется увеличивать на период времени нахождения ребенка в пути.
2.3. Организация питания в условиях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Организация работы образовательной организации/учреждения в связи с эпидемиологической ситуацией осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательной организации/учреждении и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»).
В условиях распространения COVID-19 санитарные правила применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
При организации питания в целях соблюдения социального дистанцирования и минимизации контактов обучающихся рекомендуется установить логистику передвижения групп обучающихся при посещении школьной столовой, сократить количество обучающихся, одновременно находящихся в столовой, минимизировать либо исключить одновременное нахождение в столовой обучающихся разных классов.
Вход в столовую учащихся разных классов рекомендуется организовать по отдельному графику с учетом разного начала перемен либо посещение столовой не зависимо от перемен.
Создать условия для соблюдения детьми и персоналом личной гигиены (наличие мыла, бумажных полотенец), предусмотреть наличие мест для обработки рук кожным антисептиком.
Предусмотреть наличие в полном объеме от потребности исправных:
рециркуляторов для обработки помещений пищеблока и столовой;
дезинфицирующих средств;
средств личной гигиены;
средств защиты для персонала пищеблока (перчатки, халаты, маски).
Рекомендуется обеспечить плановое проведение дезинфекционных мероприятий, влажной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств в отсутствие детей в помещениях столовой после каждого приема пищи; обеззараживания многоразовой посуды после каждого приема пищи (в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующего средства по режиму на вирусы и соблюдением правил проведения, времени экспозиции); обеззараживания санитарно-технического оборудования после каждой перемены в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующего средства по режиму на вирусы.
2.3 Формирование у детей 1-4 классов культуры правильного питания.
Образовательная организация обучающимся разъясняет принципы здорового питания и правила личной гигиены.
В образовательной организации необходимо создать благоприятные условия для приёма пищи, включая интерьер обеденного зала, сервировку столов, микроклимат, освещенность.
2.4. Энергетическая ценность рациона питания должна удовлетворять энергозатратам ребёнка, биологическая ценность – физиологическим потребностям. Питание детей должно быть сбалансированным и разнообразным.
2.5. В образовательной организации рекомендуется организовывать работу (лекции, семинары, деловые игры, викторины, дни здоровья) по формированию навыков и культуры здорового питания, этике приема пищи, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
2.5. Во время организации внеклассной работы педагогическому коллективу рекомендуется организовать проведение занятий по гигиеническим навыкам и здоровому питанию, в том числе о значении горячего питания, пищевой и питательной ценности продуктов, культуры питания.
- Наглядными формами прививания навыков здорового питания могут быть плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, буфете, в «уголке здоровья» и тому подобное.
- Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганда основ здорового питания рекомендуется организовывать во взаимодействии образовательной организации с общешкольным родительским комитетом.
2.8. Администрации образовательной организации/учреждении необходимо обеспечить информационное сопровождение мероприятий по организации обеспечения горячим питанием обучающихся 1-4 классов и проведения информационно-просветительских мероприятий, направленных на формирование культуры здорового питания школьников и их родителей.
2.9. Обеспечить размещение на сайте образовательной организации, информации об организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальном образовательном организации/учреждении.
3.Особенности организации питания детей, имеющих ограничения в питании
(раздел подготовлен с учетом методических рекомендаций МР 2.4.0162-19 «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в общеобразовательных и оздоровительных организациях), утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 18 мая 2020 года) (далее — МР 2.4.0162-19)
3.1. При разработке режима питания детей, имеющих ограничения в питании, следует учитывать рекомендации и назначения врачей по конкретному заболеванию, в том числе рекомендуемые интервалы между приемами пищи.
3.2. Режим питания детей с сахарным диабетом может соответствовать режиму питания остальных учеников (завтрак, обед, полдник и ужин). В случаях, когда профиль действия инсулина диктует необходимость введения в режим питания ребенка с сахарным диабетом дополнительных перекусов, определяется порядок организации и время их проведения в соответствии с назначениями врача.
3.3. Для детей с сахарным диабетом, приносящих продукты и готовые блюда из дома, приготовленные родителями (законными представителями), в столовой рекомендуется обеспечить условия их хранения (холодильник, шкаф) и разогрева (микроволновая печь).
3.4. Администрации организации/учреждении совместно с родителями рекомендуется проработать вопросы режима питания ребенка, порядка контроля уровня сахара в крови и введения инсулина; проинформировать классного руководителя (воспитателя), учителя физической культуры (инструктора по физической культуре), работников столовой о наличии у ребенка сахарного диабета; проинструктировать о симптомах гипогликемии, мерах оказания первой помощи и профилактики.
3.5. При организации питания детей, страдающих целиакией (хроническая генетически детерминированная аутоиммунная энтеропатия, характеризующаяся нарушением усвоения белкового компонента пищевых злаков – глютена) рекомендуется учитывать содержание глютена в пищевых продуктах. В меню не включать продукты промышленного изготовления, содержащие скрытый глютен. Перечень пищевой продукции, которая не допускается в питании детей и подростков с целиакией представлен в приложении 1 МР 2.4.0162-19.
3.6. При отсутствии в организации возможности оборудования отдельного помещения на пищеблоке, питание детей с целиакией организуется из продуктов, блюд, а также посуды, принесенных ребенком из дома.
3.7. Для детей с муковисцидозом (муковисцидоз (кистофиброз поджелудочной железы) рекомендуется увеличивать энергетическую ценность суточного рациона питания в возрастной группе 6 — 11 лет — на 600 ккал/сутки, старше 12 лет — на 800 ккал/сутки. Наборы продуктов по приемам пищи для организации питания детей с муковисцидозом представлены в приложении 4 МР 2.4.0162-19.
3.8. В режиме питания детей с муковисцидозом рекомендуется ввести дополнительные приемы пищи в соответствии с рекомендациями врача.
3.9. При организации питания детей фенилкетонурией, наследственным нарушение аминокислотного обмена, необходим индивидуальный подход и совместная работа с родителями ребенка, т.к. дети имеют разные вкусовые предпочтения. Методом профилактики обострений фенилкетонурии является диетотерапия с заменой высокобелковых натуральных продуктов (мясо, рыба, творог) на специализированные смеси, не содержащие фенилаланин. Перечень пищевой продукции, которая не допускается в питании детей и подростков с фенилкетонурией представлен в приложении 1. МР 2.4.0162-19.
3.10. Необходимость в индивидуализации питания требуется для детей с пищевой аллергией или патологическими (побочными) реакциями на пищу. Основные клинические симптомы пищевой аллергии характеризуются кожной сыпью, респираторными жалобами (одышкой, кашлем, удушьем), а также нарушением потоотделения, отеком слизистой оболочки носа, температурной неустойчивостью, изменениями нервной системы и др., возникающими при контакте с пищевым аллергеном. В питании данной группы детей должны быть исключены продукты, провоцирующие у них аллергическую реакцию и заменены на иные продукты, обеспечивающие физиологическую полноценность замен (по согласованию с врачом).
3.11. С целью обеспечения безопасного и здорового питания детей с пищевыми особенностями, администрации организации совместно с родителями рекомендуется проработать вопросы организации питания ребенка, проинформировать классного руководителя (воспитателя), работников столовой о наличии у ребенка пищевых ограничений и назначений врача.
- Требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги в сфере питания в образовательной организации/ учреждении
4.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий, розничной торговлей пищевыми продуктами и оказанием услуг в сфере общественного питания, обязаны предоставлять представителям образовательных организаций или потребителям (обучающимся, родителям (законным представителям), а также органам государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с их компетенцией полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации при обращении с пищевыми продуктами, материалами и изделиями при оказании услуг в сфере общественного питания.
4.3. Сырье и готовые продукты питания, используемые в производстве продуктов детского питания, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к товарам.
Показатели, определяющие качество сырья, применяемого для производства пищевых продуктов, предлагаемых к поставке, должны соответствовать действующим национальным стандартам на пищевые продукты, поставляемые для организации питания в образовательных учреждениях.
4.4. В питании обучающихся допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с требованиями СанПин 2.4.5.2409-08.
Рекомендуемый остаточный срок годности скоропортящихся продуктов на момент поставки – не менее 80% от установленного, иные продукты питания целесообразно принимать с достаточным сроком годности для исполнения условий государственного (муниципального) контракта (договора).
4.5. Все продукты и блюда, используемые в питании обучающихся в образовательном учреждении, должны соответствовать действующим в Российской Федерации гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
- Обеспечение контроля качества за организацией питания
обучающихся 1-4 классов
5.1. Образовательная организация/учреждение является ответственным лицом за организацию и качество предоставляемого горячего питания обучающимся 1-4 классов.
Лабораторные и инструментальные исследования обеспечивают подтверждение безопасности приготовляемых блюд, их соответствие гигиеническим требованиям, предъявляемым к пищевым продуктам, а также -подтверждение безопасности контактирующих с пищевыми продуктами и предметами производственного окружения.
5.2. Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся, обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том числе:
— соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности, поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- проведение производственного контроля, основанного на принципах системы ХАССП (от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ опасностей и критические контрольные точки) для управления безопасностью пищевых продуктов, также ведение ветеринарных сопроводительных документов на продукцию в системе «Меркурий»;
- проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объёмом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований (в соответствии с приложением 5 Рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций MP 4.0179-20, утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.05.2020).
- Особенности закупки услуг по обеспечению питанием
обучающихся 1-4 классов
6.1. При подготовке и проведении закупки по обеспечению питанием обучающихся 1-4 классов (закупка продуктов и (или) услуг по организации питания обучающихся) образовательной организацией (ответственным лицом) при подготовке технического задания определяются виды и количественные объёмы необходимых продуктов, а также предъявляются технические характеристики качества каждого наименования продукта согласно приложению 6 Рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций MP 2.4.0179-20, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.05.2020.
6.2. При подготовке технического задания на проведение закупки по обеспечению питанием обучающихся 1-4 классов необходимо вносить такие характеристики, как калибровка фруктов (определение среднего веса например: яблока 100-120 гр. мандарина — 60-70 гр. и др.); кроме того, обязательными условиями является соответствие продуктов (по наименованиям, группам) требованиям технических регламентов.
- Организация мониторинга горячего питания
7.1. Мониторинг горячего питания проводится с целью оценки эффективности организации горячего здорового питания обучающихся в образовательном организации/учреждении, повышения доступности здорового питания, формирования у обучающихся навыков здорового питания.
Мониторинг проводят администрация школы и родительский комитет, учредитель образовательной организации. Периодичность и сроки проведения мониторинга устанавливаются учредителем образовательной организации совместно с родительской общественностью и администрацией образовательной организации,
7.2. Показателями мониторинга горячего питания являются:
- количество обучающихся в 1-4 классах всего;
- количество обучающихся в первую смену 1-4 классов,
- количество обучающихся во вторую смену 1-4 классов,
- тип пищеблока (столовые, работающие на продовольственном сырье, столовые, работающие на полуфабрикатах (доготовочные), буфеты-раздаточные);
- количество посадочных мест в обеденном зале;
- соответствие меню положениям в СанПиН 2.4.5.2409-08 и рекомендаций MP 4.0179-20;
- организация и проведение производственного контроля и лабораторных исследований (испытаний) в соответствии с положениями СанПиН 2.4.5.2409-08 и рекомендациями MP 4.0179-20:
— наличие родительского (общественного контроля) за организацией питания детей;
— объем и вид пищевых отходов после приема пищи;
— информация по выполнению контрактных (договорных) обязательств о качестве и безопасности поставляемых пищевых продуктов (качестве оказании услуг);
— удовлетворенность питанием обучающихся и их родителей.
- Родительский контроль за организацией питания детей 1-4 классов в образовательных организациях
(раздел подготовлен с учетом методических рекомендаций МР 2.4.0118-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях, утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 18 мая 2020 года)
8.1. Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганды основ здорового питания образовательной организацией/учреждения должно осуществляться при взаимодействии с общешкольным родительским комитетом.
Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующего порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приёма пищи, регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации/учреждении.
8.2. При проведении мероприятий родительскою контроля за организацией питания детей в школьной столовой могут быть оценены:
— соответствие реализуемых блюд утвержденному меню;
— санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и тому подобное;
— условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися;
наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд;
— объём и вид пищевых отходов после приёма пищи;
— наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд;
- удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд но результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей;
- информирование родителей и детей о здоровом питании.
8.3. Организация родительского контроля может осуществляться в форме анкетирования родителей и детей при участии в работе общешкольной комиссии.
Итоги проверок обсуждаются на заседаниях коллегиальных органов управления образовательной организации и общих родительских собраниях и фиксируются в протоколах, которые могут быть направлены в адрес администрации образовательной организации, её учредителя и (или) оператора питания, органов контроля (надзора) с целью содействия в решении обсуждаемых вопросов.
- Требования к кадровому обеспечению технологического процесса, условиям труда персонала
9.1. Закупка продуктов (услуга по организации питания) осуществляются в соответствии с договором поставки (оказания услуг) с организацией — исполнителем.
9.2. Работодатель обеспечивает всех сотрудников специальной столовой форменной одеждой (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь), возможно использование специальной санитарной одеждой с логотипом организации, оказывающей услуги по организации питания, что позволяет обеспечить повышение организованности, повышение ответственности сотрудников. престижности профессии, фирменного имиджа.
Форменная одежда должна быть выдержана в едином стиле и цветовой гамме, подходить по размеру, содержаться в чистоте и должна быть аккуратно выглажена, постоянно носится в рабочее время. Форменная одежда выдается в количестве не менее двух комплектов на каждого сотрудника.
9.3. Условия труда работников организаций питания образовательного учреждения должны отвечать требованиям действующих нормативных документов в области гигиены труда.
В столовой должны быть созданы условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены в соответствии с СанПиИ 2.4.5.2409-08.
9.4. К работе допускаются лица, имеющие соответствующую
профессиональную квалификацию, прошедшие предварительный, при
поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в порядке
установленном приказами Министерства здравоохранения Российской
Федерации. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация для работников проводятся не реже одного раза в два года, для руководителей организаций — ежегодно. Рекомендуется обеспечивать периодическое повышение квалификации работников пищеблока.
Профилактические прививки персонала против инфекционных заболеваний рекомендуется проводить в соответствии с национальным календарем прививок.
Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.
Допуск персонала к работе производится в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08.
Столовая должна быть обеспечена аптечкой для оказания первой медицинской помощи.